Музей русской истории, культуры и быта

"Предметный мир русской культуры"

Музей ГБОУДО ЦДЮТ «Бибирево» «Предметный мир русской культуры» работает с населением и учреждениями системы образования и культуры г. Москвы с 1996 г.

Сертификат № 353 от 20.10.11.

Профиль музея – многопрофильный музей с ведущими направлениями краеведение и этнография

Положение о музее от 2016 г.

Общее количество единиц хранения на 31.05.2017 – 998, из них: основной фонд – 880, вспомогательный фонд – 100, обменный фонд – 18 единиц хранения.

Музей создавался целым коллективом педагогов и специалистов творческих профессий: архитектора, художников, резчика по дереву, сотрудника Государственного Исторического музея.

Сейчас музей занимается комплектованием, учетом и хранением музейных предметов, экспозиционно-выставочной работой, образовательно-воспитательной и культурно-просветительской деятельностью в традициях русской истории, культуры и быта.

Музей организован в целях:

- гражданско-патриотического воспитания детей;

- расширения образовательного пространства, совершенствования обучения средствами дополнительного образования;

- формирования исторического сознания обучающихся и расширения их кругозора;

- развития познавательных интересов и способностей детей и молодежи;

- развитие социальной и творческой активности обучающихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и презентации предметов материальной культуры, источников по истории природы и общества, имеющих воспитательную, научную и познавательную ценность;

- овладения практическими навыками поисковой, проектной, исследовательской и рукотворной деятельности;

- активного освоения детьми окружающей природной и историко-культурной среды;

- дополнительного историко-культурологического образования и духовно-нравственного воспитания людей.

Музейная коллекция и основная экспозиция музея

В нашем музее за время его существования сложились ведущие комплексы музейных предметов: предметы крестьянского обихода, предметы городского быта, собрание каргопольской глиняной игрушки, кукол ручной работы в национальных русских костюмах, образцы домоткани, вышивки и кружевоплетения, изделия русских народных промыслов и декоративно-прикладного искусства.

При этом наиболее значимыми музейными предметами являются: стул Д.Б. Кедрина, сундук 1914 года, книга «Жития святых» середины ХIХ – конца ХIХ века, икона ХIХ века, прялки конца ХIХ – начала ХХ века, грифельная доска ХХ века.

Основная экспозиция музея включает интерьеры крестьянской избы, часовни, гостиной, модель иконостаса и макет крепости, сформирован декоративно-прикладной раздел. Каждый раздел экспозиции оформлен особым образом и раскрывает определенную тему:

Крестьянская изба воссоздает предметный мир и традиции русской деревни

Часовня рассказывает об истории бытования храмов и часовен в старину

Крепость показывает традиции формирования оборонительных сооружений и городов

Гостиная раскрывает понятие отечественной городской культуры

Декоративно-прикладной раздел знакомит с многообразием промыслов России, видами декоративно-прикладного и народного искусства, работами педагогов и детей, выполненными в студиях ЦДЮТ «Бибирево.

Организация и проведение празднично-игровых мероприятий как одно из направлений работы музея требует методической разработки как сценариев этих празднично-игровых мероприятий, так и отдельных игр. В соответствии с планом работы музея разработаны сценарии 4 празднично-игровых мероприятий: "День игры и игрушки", "Игрушка на елке", "Народная игрушка", "Играем во дворе", подготовлен реквизит для их проведения. Особенностью данных мероприятий является то, что они не требуют предварительной подготовки детей, участвовать в них могут все, кто в данный момент находился в музее. Вторая особенность - активная игровая деятельность детей в процессе мероприятия.

Особым разделом методической работы является изучение истории игры и игрушки, оформление экспозиции старой игрушки в музее. Материалы музейной экспозиции свидетельствуют о народных истоках таких феноменов как игра и игрушки, влияют на эмоционально-ценностные ориентации в семейном воспитании. В течение года была собрана небольшая коллекция старых игрушек и фотографий старых игрушек, достаточной для оформления небольшой экспозиции.

Формы работы с населением и учреждениями системы образования и культуры г. Москвы выглядит следующим образом: всем желающим предлагается музейно-образовательная экскурсия по музею «Возвращение к истокам», для детской аудитории экскурсия «О чем рассказывают старинные вещи» и цикл занятий по музейно-образовательной программе музея «Предметный мир русской культуры».

Тематика музейно-образовательных занятий нашего музея состоит из блоков:

«Бабушкины сказки»

1.«Сказка о рыбаке и рыбке» (по мотивам одноименной сказки А.С.Пушкина)

2.«Как рубашка в поле выросла» (по мотивам одноименного рассказа К. Д. Ушинского, история и традиции русского ткачества, обработки льна)

3.«По-щучьему велению» (по мотивам одноименной русской народной сказки)

«Русские традиции»

1.Русская народная игрушка (традиционные русские игрушки: матрешка, Богородские и глиняные игрушки, тряпичная кукла)

2.Русские народные промыслы (Гжель, Жостово, Хохлома, Павлопосадские платки, традиционный русский фарфор…)

3.Русские народные праздники (Осенины, Новый год и Рождество, Святки, Пасха)

4.Русский самовар и чаепитие на Руси (история самовара и традиции русского чаепития)

5.Что ели наши предки (традиционная русская кухня и правила поведения за трапезой)

«Древняя Москва»

1.Древняя Москва в картинах А. М. Васнецова (иллюстрации А. М. Васнецова)

2.Русская крепость (традиции возведения крепостей и строительства древнерусских городов)

3.Герб нашего города, составление герба (основы геральдики и фамильный герб)

4.По следам стершейся монеты (основы нумизматики и истории кладов)

«Городская гостиная»

1.Прогулка по городу (внешний вид городов и городского дома)

2.В гостях у горожанина (уклад и бытовые традиции городской семьи)

3.Столичное хлебосольство (традиции русского гостеприимства и застолья)

«Мир русской деревни»

1.Крестьянская изба (внешний вид избы, уклад жизни в ней)

2.Из бабушкина сундука (традиции русской вышивки, ткачества, кружевоплетения, оформления тканей красками)

3.О чем рассказала лучина (истории освещения от древности до наших дней)

4.Старичок буфет и мебель прошлых лет (традиционная русская мебель и старинная посуда)

5.Жизнь крестьянской семьи (обязанности членов семьи, традиции общения и родства)

«Русь православная»

1.Храмы и часовни (история бытования храмов и часовен на Руси)

2.Как устроен храм внутри (внутреннее устройство и оформление храма)

3.Что изображено на иконе (основы иконописи, главные сюжеты и образы)

4.Как учились раньше, до нас (традиции русского образования, история древнерусской книги)

Ведется работа по сбору и систематизации нормативно-правовых документов и музейно-методических материалов:

1.Собраны материалы по истории ЦДЮТ «Бибирево», района Бибирево и о творчестве поэта Д.Б. Кедрина

2.Ведется Книга поступлений № 3.

3.Ведется Книга учета посещаемости музея.

4.Оформлена выставка «Игрушки наших бабушек и мам».

5.Собрана коллекция игрушек для игротеки - места для приобщения детей к истокам традиционной русской истории и культуры, формирования их познавательных и эстетических потребностей в игре и в пространстве музея образовательного учреждения.

6.Формируются мастер-классы для детей и взрослых с целью приобщения к художественному творчеству и труду.